Столбы и конусы, увенчанные каменными глыбами, словно шляпами, совершенно необыкновенная цветовая гамма скальных пород – от розовой и золотой до зеленой и фиолетовой… Тысячелетия вылепили из вулканического туфа этот неправдоподобный марсианский пейзаж.
Пирамидальная гора возвышается над равниной на три тысячи метров, ее вершину даже летом покрывает снег. Турки называют гору Эрджияс-Даг, у греков и римлян она была известна как Монс Аргей. Когда-то снежная вершина сеяла смерть, снова и снова осыпая обширные области пеплом и раскаленным градом из огневых туч; по пепловой пустыне огромными щупальцами расходились потоки лавы, бурные ливни – неизменные спутники вулканических извержений – наполняли трещины грязевыми потоками…
Но уже две тысячи лет длится затишье – последним о вулканических проявлениях Эрджияса писал на рубеже двух эр древнегреческий историк и географ Страбон. За это время пепел успел преобразоваться в гладкую мелкозернистую породу, мягкую, но отнюдь не хрупкую.
Бесчисленные башни, столбы и пирамиды Каппадокии – не что иное, как остатки сплошного некогда туфового пласта. Столбик формируется там, где на поверхности лежал твердый камень: порода под ним не разрушалась. И постепенно образовалась маленькая пирамидка, защищенная сверху валуном. Турки так и называют их "Пери баджалары" - земляные пирамиды.
|
Человек не преминул приложить и свои усилия к столь занимательным творениям природы и использовать их в своих целях: многие "пирамиды" были заселены. Здесь, в долинах Гёреме, Авджилар, Зелве, Сонгали сохранилось боле шести сотен скальных церквей, построенных в VI-XI веках. Самые древние из них сооружены еще в эпоху иконоборчества, когда иерархи православной церкви при поддержке константинопольских императоров запрещали и уничтожали иконы с изображением Иисуса и христианских святых, и росписи этого времени представлены только символическими сюжетами – рыбы и пальмы, голуби и виноградная лоза.
В более поздних церквях росписи представляют сцены из жизни Христа и его сподвижников. Иные помещения украшены только бесхитростным красным орнаментом или просто выкрашены изнутри под кирпич – создается впечатление, что художников одолевала тоска по обыкновенному строительному материалу.
Внутренний интерьер этих храмов привычен для глаза – о внешнем же сказать этого нельзя. Нет ни высоких стен, ни колоколен, ни куполов – монахи строили подземные храмы. Это был труд не каменщиков, а скорее ваятелей: из туфа рождались кельи и часовни, лестницы и порталы, хоры и скамьи, и даже кресты на стенах, появлялись молельни, трапезные, спальни, на отвесных стенах располагались маленькие кельи отшельников…
Простые люди, "миряне", тоже жили в туфовых "домиках" на поверхности и под землей. Монахи не первыми придумали такой способ "добывать" строительный материал – крестьяне-скотоводы селились в вырубленных в туфе хижинах с бронзового века, причем не только в хижинах. Турецкие и немецкие археологи открыли здесь самые обширные подземные укрепления из тех, что когда-либо создавались людьми. Они много старше туфовых церквей.
Возможно, они появились уже во втором тысячелетии до нашей эры – для защиты от хеттов. Затем, на протяжении веков, их расширяли и совершенствовали, спасаясь от опустошительных набегов ассирийцев, особенно жестоких в IX веке нашей эры. Да и потом захватчики и грабители не оставляли надолго этот край, так что потайные города – по-турецки "Джералти-Шехри" - продолжали служить людям вплоть до христианской поры.
Один их наиболее хорошо сохранившихся "Джералти-Шехри" находится возле Аваноса. Но площади в 6 квадратных километров там, в подземелье могло жить 60 тысяч человек. Вентиляционные шахты стометровой глубины обслуживали семь ярусов. Шахты были одновременно и отдушинами, и колодцами, доходя внизу до грунтовых вод. Жилые помещения, общие залы, кладовые, даже конюшни и кладбища располагались под землей, так что в опасную годину люди могли отсиживаться здесь долго.
|
Ярусы соединялись узкими извилистыми переходами, которые легко перекрывались круглыми плоскими камнями, похожими на жернова - вроде тех, что известны и по христианским пещерным церквям, но гораздо более массивными.
Пока что в Каппадокии найдено более тридцати таких "Джералти-Шехри". Открыты для посещений пятиярусный Каймакли и восьмиярусный Дериакюю. До сих пор не вполне ясно, кто же именно – крестьяне, богатеи, воины? - укрывался в подземном мире Каппадокии в средневековое время, было ли туркам известно об этих людях и с каких пор.
Византийский автор Лев Диакон, живший в Х веке, упоминает об этих городах и называет их жителей "троглодитами" - значит, современники знали о них?..
Число христианских церквей вокруг Эрджияс-Дага тоже точно не установлено, и большая часть из них все еще ждет своих исследователей. Что ж, это совершенно не удивительно для Каппадокии - области мира, настолько богатой памятниками геологической и культурной истории нашей планеты.